Организация обучения детей с ОВЗ (дисграфия) в условиях инклюзивного образования

 

                                                                  Наталья Александровна Марцива

                                                                                               МОБУ СОШ №6

                                                            учитель русского языка и литературы

                                                               первая квалификационная категория

 

Актуальность исследования.

 

По мнению специалистов, в нашей стране дети с ОВЗ составляют, по разным оценкам, от 1,5% до 4,5% от детского населения. По оценке министерства здравоохранения и социального развития, в ближайшие годы прогнозируется дальнейший рост этого показателя на фоне снижения численности населения, показателей его здоровья, неблагополучной социальной ситуации в семье.

Одна из главных целей общественной политики России – обновление образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.

Инклюзивное образование — это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.

Одним из принципов инклюзии явилось простое перемещение учащихся из специализированных школ в школы по месту жительства или из специальных классов - в классы общеобразовательные. Но, практика показала, что этого недостаточно ни для повышения уровня социальной адаптации, ни для улучшения уровня образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Более того, это часто приводило к нарушению образовательного процесса.

Для решения данной задачи на помощь пришли приемы индивидуального подхода: в организации процессов обучения и воспитания с учетом индивидуальных потребностей и возможностей, учащихся с ОВЗ. Были предприняты действия по созданию специальных условий, состоящих из предоставления этому виду обучающихся адаптивных программ; насыщения этих программ специальным дидактическим материалом; а также психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.

Одной из категорий детей с ограниченными возможностями развития являются дети с нарушениями речи (дисграфией).  «Дисграфия - частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках, обусловленное несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс письма» (Л.Г. Неволина).

Таких детей в моем 5 классе в 2013-2014 учебном году было двое, при проверке их тетрадей наблюдались стойкие, типичные и повторяющиеся ошибки.

Тогда я задалась вопросом, а может ли учитель русского языка помочь такому ребенку в условиях инклюзивного образования?

 

Передо мной была поставлена следующая цель исследования: выявить особенности работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (дети с дисграфией) в условиях общеобразовательной школы и наметить пути коррекции недостатков речи.